Штурманское обеспечение экономичности на этапе организации и планирования полетов
Основными факторами, снособст нуюшимн экономичности полетов в штурманском отношения на этапе ор ганизлнни и пданировапня, являются
оптимизация структуры воздушных трасс (ВТ) и МВ. Ї; сокращение норм эшелонирования; построение рацио нальных схем полетов в районах аэродромов, совершенствование ри диинавш ацнонных средств самолетовождения и посатки; повышение профессионального мастерства летного состава; выполнение «полетов» для отработки элементов самотетовожде — ння на тренажерах.
Оптимизация структуры ВТ и MBJI. Наиболее экономичными являются полеты по ортодромическим ли ниям пути. Однако счщестпхюшіїс ВГ її МВЛ не совпатают с ними. Чем больше удаление ЛТП от ортодромии и чем бо тыле изломов ВТ. тем больший дополнительный ПУТЬ, проходи мый ВС (21.2), и большим расход топлива в полете;
Т 0КМ Д5ц X-
Оптимизация структуры В Г заключается в снижении до минимума излишнего расхода топлива на всех т трассах тайного региона
С целью сокращения ASm при существующей структуре воздушных трасс целесообразно сокращать марш рут за счет их спрямления путем про пуска одного или нескольких ППМ. В настоящее время среднее значение изломов ВТ составляет iii p=23°. что приводит к удлинению маршрутов на 8%. Это является значительным резервом повышения экономичности полетов по маршруту.
При выборе варианта основного маршрута из нескольких необходимо учитывать распределение ветра в районе полетов. В этом случае выбирается тот вариант, у которого общее время полета по ВТ имеет минимальное значение.
Сокращение норм эшелонирования. Лля каждого типа ВС выполняющего полет из одной точки земного шара в другую, может быть найдена для определенных аэронавигационных и метеорологических услоиий единственная наивыгоднейшая траектория полета. Перемещение ВС по ней обеспечивает наименьший расход топлива. Отклонение от иапвыгоднейшей траектории как по вертикали, так н но горизонтали ведет к увеличенному расходу топлива.
Полет но заданным ВТ и на Установленных эшелонах исключает воз можность использования нанвыгот нейшей траектории. Однако сокращение норм эшелонирования позволяет приблизить фактическую (разрешен ную) траекторию к напвыго дненшен.
Вертикальное эшелонирование В общем случае нн одни эшелон не совпадает с наивыгодненшей высотой полета. В наихудшем случае она располагается посередине между ДВУМЯ возможными смежными ПОПУТНЫМИ эшелонами, т. е. на расстоянии, равном норме вертикального эшелонирования между встречными эшелонами Н пи — 300 м до Н 8100 м. SH.,m = = 500 м на высотах 8100… 12 100 м и далее //аш=ЮОО м. Наибольшее влияние на общий расход топлива за полет при изменении эшелона оказы вает изменчивость ветра с высотой и изменение температуры, если выдерживается постоянная истинная скорость полета.
Приближенная формула относи тельного расхода топлива (в процентах) вследствие изменчивости ветра при отклонении эшелона от нанвыгот нейшей высоты полета
Д<?„ Q 0.024 (ЛЯ, ш П. (21.3)
где Q — заправка ВС топливом
Относительный расход топлива ВС с V’ = 850 км/ч при различных значениях ДЯэш составляет;
Д Я, ш, м. . . 300 500 1000
(Д<2„ Q). °0 . . 0,0085 0,014 0,028
Если в полете выдерживается постоянная приборная воздушная скорость, то за счет изменения темпера туры с высотой меняется часовой расход топлива. При этом относительный расход в процентах
Q |
= 0,00!ЗДЯ:,ш. |
(21.4) |
Расчетный |
относительный |
расход |
топлива составляет: |
||
^ ■ • |
. 300 500 |
1000 |
(AQt/Q). % . |
. 0,39 0,65 |
1,3 |
При занятии ВС нс только соседних (Г=±1) эшелонов, но и после дующих как выше, так н ниже общий относительным расход томлива в про ментах при полете на п эшелонах
Pi (2,4 10 — Г <±
± 1.3-10-=*) (2«— I)Atfdlu. (21 5)
где і—порядковый номер эшелона, отстоящего от наивыголнейшей высоты; Pi—весопой коэффициент ис пользования 1-го эшелона.
Знак « + » в формуле берется мрм использовании нижних, а «—» верхних эшелонов относительно нанвыгод — нейшей высоты. Весовой коэффнцн ент в расчетах может б>ыть принят равным проценте загруженности дан ного эшелона.
Боковое эшелонирование. Смеще ние траектории ВС в боковом наврав ленни относительно наивыгоднейшей приводит к выполнению полета в ме нее выгодных ветровых условиях Учитывая изменчивость ветра, для приближенной опенки относительного расхота топлива в процентах при смещении траектории на величину Z может быть использована зависимость
Vу
V
Для ВС со скоростью полета 850 км ч относительное увеличение расхода топлива при различных сме тениях траектории составит
Z. км………………. 50 100 150 200
(Q2 Q), °о.1,5 2.1 2.6 2,9
Выбор оптимального использования ВПП. Возможность выполнении взлетов и посадок ВС 1 го и 2-го классов с боковым и даже попутным ветром дает возможность выбрать он тимальное направление взлетов и по садок. Оптимизация произвотится по критерию минимального расстояния, проходимого ВС при маневрировании для полета на ИПМ (от КПМ) или входные (выходные) коридоры района аэродрома
Исходными (Чинны ни являются; расположение вхо шых и выхо шых коридоров относительно аэродрома; «роза* ветров, определяющая среднегодовое распре іелсннс ветра в приземном слое в районе аэродрома; естественные и искусственные препятствия в районе подхода
При оптимизации опретелястсв та кое направление ВПП, при котором: суммарный пу’ть, проходимый ВС после взлета SM во все п коридоров и при заходе на посадку от каждого из т коридоров, был минимальным:
Ч I (W
i= I т
+ (•*»„), =^m’n; (217)
/=’
выбранное направление ВГ1П (МПУпш-) обеспечивало наименьшую боковую Ur, и попутную ( -(Уь) составляющие среднегодового ветра:
Uc C/|sin (Г1МПУ — 6)|=>-ітііи;
U„ L’l cos (ПМПУ — (21.8)
— б ± 180) | => min.
Рельеф местности и искусственны! препятствии на ней в районе аэродро ма являются ограничивающими фак торами Расчет должен произвотиться для всех типов ВС, эксплуатирующихся на данном аэродроме.